Как избежать конфликтов с ребёнком? Характер и темперамент.

Сеансы проводит - Корнеев Владимир Александрович, детский и подростковый психолог, практикующий психолог-психотерапевт (клинический психолог), сертифицированный гипнолог. Опыт работы более 25 лет. Образование: Российский государственный медицинский университет (г. Москва) и государственный педагогический университет (факультет психологии).

1

«У меня ребёнок просто неуправляемый? Он меня постоянно «выводит» из равновесия, а я срываюсь и кричу. Что делать?».

«Ребёнок слишком медлительный и безынициативный? А у меня ребёнок крайне неуравновешенный и агрессивный? И как нам с этим жить?».

«Скажите, пожалуйста, почему нельзя и «решительно недопустимо» кричать на холерика и меланхолика? Но тогда объясните, как по-другому можно оказывать влияние на своего «злостного непослушника»?!

2

«Постарайтесь нам с мужем доступно и доходчиво разъяснить, как реально на практике (а не  теоретически и не в общих чертах) можно воздействовать на своего ребёнка?! И как при этом избежать постоянных конфликтов с ребёнком?».

7.НИЗ

«Подскажите, что мы делаем не так и как надо правильно? И можно ли, напр., изменить «необузданный» темперамент (?!) и характер ребёнка? И как это сделать?!».

НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ СВОИ ПРОБЛЕМЫ, ЗВОНИТЕ:

т. 256-250;     257-250;    с.  +7927 375 62 50

Запись на приём предварительная.

С 09:00  до  21:00. Ежедневно, без выходных.

г. Пенза, ул. Московская, 6 (верх улицы Московской).

Психологический Центр «Современных Оздоровительных Технологий» («С.О.Тех»).  

Анонимно и конфиденциально.

Характер и темперамент ребёнка («в двух словах»). 

       Характер ребёнка — это свойства и качества, приобретённые привычки и установки (в первую очередь в семье), определяющие поведение ребёнка и отношение к окружающей действительности.

3

Черты характера ребёнка (4 группы): 1) отношение к другим людям (общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, черствость, грубость и т. п.); 2) отношение к самому себе (самокритичность, скромность, самоуважение, застенчивость, заносчивость, обидчивость, эгоизм и т. п.); 3) отношение к труду, к учёбе, к своему делу (трудолюбие, ответственность, инициативность, настойчивость, лень, недобросовестность, пассивность и т.п.); 4) отношение к вещам (аккуратность, бережливость, опрятность или неряшливость и т.п.).

Акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт): застреваемость, возбудимость, демонстративность, истероидность, эмотивность, педантичность, циклотимность (цикличность и переменчивость), экзальтированность (возведение эмоций в культ), дистимность («все плохо») и т. д.

Типы характеров (К. Г. Юнга): интроверты — внутренняя сосредоточенность, ориентация на свои «субъективные» представления, замкнутость, одиночество, тревожность, мнительность, незначительная подверженность внешнему влиянию и т.п.; экстраверты — общительность, открытость, активность, много друзей, ориентация на внешние (объективные) стимулы, восприимчивость к влиянию социума и т.п. 

Надо помнить, что важнейшее значение в формировании характера играет семья, окружающий социум и темперамент ребёнка.

4. 

Темперамент — совокупность врождённых психофизиологических динамических особенностей ребёнка (т. е., темп, ритм  и интенсивность психических процессов, моторика, сила чувств и т.п.).

Классификация темпераментов (по Гиппократу): холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. С физиологической точки зрения темперамент обусловлен типом ВНД ребёнка.

5.

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это совокупность врождённых и приобретённых свойств ребёнка, в т. ч., условных и безусловных рефлексов, также высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи), которые определяют особенности взаимодействия ребёнка с окружающей средой (или, как сложная форма нейрофизиологических процессов, проходящих в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке).

В основе ВНД (высшей нервной деятельности) ребёнка лежат индивидуальные особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения, которые имеют 3 (три) основных свойства: силу, подвижность и уравновешенность.

И как результат синтезирования свойств нервных процессов, происходит формирование 4 (четырёх) основных типов ВНД ребёнка (по классификации И.П. Павлова).

1) ВОЗБУДИМЫЙ тип ВНД (энергичный холерик) — процессы возбуждения преобладают над торможением.

2) МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ тип ВНД (упорный флегматик) — процессы торможения преобладают над возбуждением.

3) ОСОБЕННЫЙ тип ВНД (мыслитель-меланхолик) — замедленные процессы возбуждения и торможения.

4) УРАВНОВЕШЕННЫЙ тип ВНД (активный сангвиник) — уравновешенные процессы возбуждения и торможения). 

9.

Типы ВНД в «чистом виде» в жизни встречаются крайне редко и разграничения по типам приблизительны. И.П. Павлов писал, что между этими основными типами располагаются «промежуточные, переходные типы и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении».

Наряду с указанными общими типами И.П. Павлов выделил ещё и частные, персонифицированные типы ВНД (разные соотношения первой и второй сигнальных систем, также правого и левого полушарий):

1. ЭМОТИВНО-ОБРАЗНЫЙ, или художественный тип (правополушарный интуит, артист, этик, романтик, визуал, аудиал, иррационал, кинестетик и т.д.) условное доминирование правого полушария и первой сигнальной системы над второй; у ребёнка образное восприятие окружающего мира и оперирование, в процессе мышления, чувственными образами.

2. ЛОГИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ, или мыслительный тип (левополушарный аналитик, логик, рационал и т. д.) условное доминирование левого полушария и второй сигнальной системы над первой; у ребёнка выявляется выраженная способность к тонкому анализу и оперирование, в процессе мышления, абстрактными символами.

3. ЛОГИКО-ЭМОТИВНЫЙ, или средний тип; уравновешенность полушарий и сигнальных систем; к такому типу относится большинство (около 80 %) детей, им свойственны как эмотивно-образные впечатления, так и аналитические заключения.

0. подростк кризис

Первая сигнальная система ребёнка – это зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые сигналы (сенсорные), из которых строятся образы внешнего мира.

Вторая сигнальная система – это слово (речь), как условный сильный стимул и как символ предметов и явлений материального мира; также как системное восприятие слышимых слов (произносимых вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме); дальнейшее образование у ребёнка понятий и представлений.

Безусловные рефлексы – это врожденные, наследуемые от родителей стереотипные реакции организма ребёнка: пищевые (слюноотделение, глотание, сосание), оборонительные (мигание, чиханье, кашель, отдёргивание конечностей от горячих предметов), ориентировочные (повороты головы, скашивание глаз), половые (воспроизведение и уход за потомством). Осуществляются б. р. через подкорковые отделы ЦНС - спинной, продолговатый, средний, промежуточный мозг и базальные ганглии. Безусловнорефлекторная деятельность является низшей нервной деятельностью.

Условные рефлексы – это вырабатываемые в течение всей жизни умения, навыки и автоматизированные действия ребёнка. Мышление, внимание и сознание ребёнка частично освобождаются при выполнении операций, которые достигли автоматизма и стали привычными в повседневной жизни. У. р. формируются подкорковыми структурами (гиппокамп, гипоталамус и ретикулярная формация) и высшим отделом ЦНС. У. р. являются более совершенными формами взаимоотношения ребёнка с социумом.

Учение И.П. Павлова о типах ВНД имеет важное значение для осмысления родителями своей ответственности в формировании характера ребёнка, также понимания его индивидуальности и неповторимости.

 

8.

Комментарии закрыты.


Студия создания сайтов в Пензе "Три Дабл Ю"